Форум » Культура и искусство » Блатные, дворовые песни и другой "новый фольклор" » Ответить

Блатные, дворовые песни и другой "новый фольклор"

witch: [quote]Ужас какой! [quote]Вообще, не люблю всего того, что "пользует" русские страсти и криминал.... БРРРР! [/quote] Вот так многие презрительно отзываются о подобной музыке. Для меня же это часть жизни и некая часть культуры. ПРичем скажу честно - интересная.Не делая попытки оправдать низменность собственного вкуса, было бы интересно узнать мнения о таком явлении как блатная и дворовая песня (а они во многом пересекаются).

Ответов - 20

witch: Как известно многие музыканты вовсе не брезговали блатными песнями. Утесов, который начинал с записи пластинок во времена нэпа, с песнями "Гоп со смыком" и в расцвете своей славы и таланта исполнял по приватному заказу "С одесского кичмана..." Что уж говорить об артистах! Жаров с куплетами "Есть на свете два громилы..." и "Цыпленок жаренный"... Да и вообще как известно он "графинь лобзал-с!" Крючков в фильме "Котовский", который в камере исполняет "Ах как припомню старину, как первый раз попал в тюрьму...." Да и многие актеры в положительных ролях, как тот же Максим, с сомнительной песней "Крутится вертится шар голубой..." или Бернес с Тучи над городом встали", в"Человеке с ружьем"... Ну и совсем уже приблатненные манеры Алейникова в "Трактористах" и его танец "Здравствуй милая моя, я тебя дождался..." Что уж ждать от такой отрицательной героини, как Рина Зеленая с "Путевке в жизнь?" "Юбку новую порвали и подбили правый глаз..." Потом... потом была песня в фильме Гайдая.. Помните? "Постой паровоз, не стучите колеса...". И уже в совсем современном "Ширли-Мырли" : "Я гимназистка, седьмого класса - пью политуру заместо кваса..." Да все и не вспомнить! Несколько в стороне стоят дворовые песни, как старые такие как пиратские "В нашу гавань" , так и более поздние "ДВК" "Я тебя не ругаю, моя милая мама, но зачем же так рано отдала в ДВК....", почти политические "Вот стоит стена..": "Ах если б мог бы я пройти по тем дорогам что ходил, как это было с Ильичем, народ ведь шел - к плчу плечом, - куда не глянешь комсомол, и рожи наглые притом - так ты скажи родная мать - где правду взять..." ВО времена моей школы, ан разбитом школьном рояле игрались как и вышеуказанные, так и новые плаксивые песни про афганистан, такие как "Цинковый гроб" - на мой взгляд типичная дворовая песня с актуальным уклоном - "Я ухожу, сказал мальчишка ей сквозь грусть, я ненадолго, я обязательно вернусь..." Ну и распропагандированные Маркиным "В доме восемь на тверском бульваре...." и "Сиреневый туман"... А там по телевизору и клипы про "Таганку" пошли..... Современные певцы тоже не чураются дворовых и блатных песен. Я даже не говорю о Радио-Шансон - вовсе нет. Есть диск Макаревича, который называется "Песни которые я люблю" Есть диск такого уважаемого мухзыканта как Алексей Козлов ("Арсенал" основавший, саксофонист, джазмен) - "Песни нашего двора", где он также исполняет "С одесского кичмана", "Мурку " - сравнивая ее на минутку - со средневековыми шотландскими балладами, "Есть в саду ресторанчик отличный"... и интеллигентскую подделку под блатняк "Когда тебя я встретил - черемуха цвела..." - причем все это со своим оркестром.... Как тут не вспомнить Евтушенко с его "Интеллигенция поет блатные песни..." Кстати и Растропович любил послушать блатняк. Видно если есть только устриц с шабли - хочется черняшечки...

Shell: У меня был в молодости период увлечения этими песнями, Новиков, Токарев, Шуфутинский, позже Люба Успенская, это особый пласт русской культуры, я так считаю, трогает душу русского человека, почему не знаю, наверное загадочная русская душа, кабацкая, цыганская, разудалая, что ли, и поплакать и посмеяться, и раздухариться! Я еще очень цыган любила, помнится ходили мы в ресторан при гостинице Советская, ну и в Славянский базар, тогда было без проблем, как же там цыгане пели! Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой, то мне скучно, то мне грустно, то теряю свой покой... Вилли Токарев.

Shell: Кстати, был потрясный спекталь у Марка Розовского "Песни нашего двора" Не знаю идет он еще или нет?


Inna: witch пишет: Вот так многие презрительно отзываются о подобной музыке. Для меня же это часть жизни и некая часть культуры. ПРичем скажу честно - интересная. Я не изучала глубоко историю блатной и дворовой песни, чтобы оппонировать со знанием дела. Да и не нужно. Я высказала свое отношение. Для меня эти песни тоже часть культуры, но - опасной. То, что это народу нравится говорит лишь о том, что пол-страны сидело в лагерях, а половина туда готовилась. О том, что "водка-селедка" - вечный спутник жизни русского мужика приводила его в вечное измененное состояние сознания, от чего лились слезы вселенской любви через такие вот опусы, тут уж мог и любить, а мог и убить. Для меня такое творчество пугающе. Хочется убежать и не слышать этого

natashab: Мне сейчас трудно МЫСЛЮ напрячь, переработала, НО у меня есть довольно четкое принятие каких то вещей и исполнителей, и ОТВРАЩЕНИЕ по отношению к другим блатные - это одно, приблатненные - другое, типа, осетрины второй свежести Крючков и Бернес - одно, а извините, ВИКА ЦЫГАНОВА, уж извините, даже если они одни и те же произведения народного фольклора озвучат афганские песни - они, вообще , особняком стоят

Shell: Вот уж никогда не рассматривала блатной шансон с такой серьезностью

witch: natashab пишет: афганские песни - они, вообще , особняком стоят Я не считаю песню "цинковый гроб" именно афганской. Как и переработанный "под афган" - Баксан. НО это мое восприятие. Утесов ведь тоже перерабатывал еврейские старые песни оставив мелодию... ТОт же "Барон фон дер Пшик"..

witch: natashab пишет: Крючков и Бернес - одно, а извините, ВИКА ЦЫГАНОВА, уж извините, даже если они одни и те же произведения народного фольклора озвучат Хм.. Могу я спеть арию из Иоланты, а может Зураб Соткилава. Исполнение разное, но ария, как элемент культуры, сама по себе - все равно может нравиться или не нравиться, даже если и не думать о ее исполнении, просто пропеть про себя.. Мне так кажется.... Вот просто в душе, напеть "и по камушкам, по кирпичикам....", тьфу! "Кто может сравниться с Матильдой моей....! "

Shell: А декадентские песни Александра Вертинского?!

witch: Shell пишет: Кстати, был потрясный спекталь у Марка Розовского "Песни нашего двора" Не знаю идет он еще или нет? Я смотрела "Песни нашей коммуналки". Очень приятный.. http://www.ticketland.ru/show/?id=4001522

witch: Shell пишет: А декадентские песни Александра Вертинского?! А вообще эмигрантская песня мне кажется рядом стоит. Тот же Гулько пел и "Не пишите мне писем, дорогая графиня...", следующей Визбора на стихи Ярослава Смелякова "Если я заболею...", а за ней уже настоящую мрачную уголовную "Я помню тот Ванинский порт..." Вертинского поет Макаревич, и Аркадий Северный много исполянл Вертинского, как и декадента Сашу Черного, ну я и вслед за ним... МОя любимая песня "Она была поэтесса, поэтесса бальзаковских лет...." Помню еще как я записывала слова с фильма "Государственная граница- 3" с подругой вместе, интернета тогда не было "Не смотрите вы так, сквозь прищуренный глаз....."

Shell: Ну в общем все перекликается как мне кажется, повторюсь русская душа требует выхода эмоциям, таких щемящих песен мне кажется ни у одного народа нет. И не в водке с селедкой тут дело, которые совершенно не являются исконно русскими, хотя куда же без них уже. И поговорка от сумы и от тюрьмы, и мятежность души, надо все-время рвать себе душу, плакать, тут же смеяться, все это особенности национальной культуры. Причем от царя гороха.

Shell: Перепутала название

witch: Inna пишет: То, что это народу нравится говорит лишь о том, что пол-страны сидело в лагерях, а половина туда готовилась. Не совсем понятно о каких лагерях идет речь. Вы полагаете что блатная песня - родилась в 1917 году, а до этого никто подобные песни не пел? Или что их пели только уголовники, а в гостинных не пели? Это иллюзия из кино. Как и сейчас там пели в компаниях и Варшавяку с Дубинушкой, и Ухарь-купец и Таганку. РОман Всеволода Крестовского "Петербургские трущобы" вышедший в 1867 году - пробудил именно среди интеллгенции не только интерес своей социальностью, но и настоящим блатным языком. Интерес в том числе и к песням соответствующим. Я -то этот вопрос изучала, мне было интересно - и я точно знаю, что это не советское явление. В той же Таганке поется и о "столыпинском вагоне" и о "все ночи полные огня" - как известно не гасить свет в тюрьмах -тоже не придумка 1917 года. Я не пропагандирую тюремную романтику, просто беседую о данном музыкальном явлении. И о блатной и о эмигрантской и о "пиратских" песнях ... и о "примкнувших" народных.. "Ухарь-купец", "Шумел камыш".... Есть еще "Шел трамвай десяый номер..." где ламца-дрица... Эту песню уже переделывали в эмиграции врангелевские солдаты и офицеры в греко-турецком городе Галлиполи. Явно они советских лагерей не видали еще, да и Сталиным пока и не пахло. Причем песня переделанная, с еще более раннего "трамвая"... Мы в Галлиполи живем, Голодаем, но поем. Всю Европу удивляем, Что имеем — загоняем. Наш теперешний кумир: Халва, мастика и инжир, Ждем отъезда без конца, Ламца-дрица-ха-цаца. Де Шарпи нас удивил, Когда лагерь посетил. «Мне не нужен ваш парад, Я и так вас видеть рад. Бросьте вы маршировать А учитесь-ка пахать». Вот обрадовал сердца, Ламца-дрица-ха-цаца. Стол хороший, слава богу, Скоро все протянем ногу. Хоть бы кто-нибудь помог, Ведь мы ходим без сапог. От кокосового масла Даже вся любовь погасла И иссохли все сердца, Ламца-дрица-ха-цаца.

Светлана: А я люблю шансон. С удовольствием смотрю каналы "Шансон ТВ" и "Ля Минор", а в машине слушаю радио "Шансон". Люблю авторскую песню, могу слушать блатную лирику. Кто-то нравится больше, кто-то меньше. Считаю, что даже не слишком качественный шансон лучше вездесущего рэпа и тому подобной музыки.

Громозека: witch пишет: Как и переработанный "под афган" - Баксан А, что, перерабатывали? Я знаю, что переделывали танго "Пусть дни проходят" на "Баксанскую", о советских военных альпинистах времен Великой Отечественной. Друзья-альпинисты из альплагерей и привезли.

Громозека: Кстати, уж коль зашёл разговор о песнях... Вот нигде что-то не могу найти песню "Ой ты, ива-ивушка, листья, словно золото". Никто не подскажет слова?

радлена: Вот нет же четкой черты-и разделительные знаки не стоят:что шансон?что дворовая? что авторская? Тут на днях раскопала название книжечки,но Интернет бывает жаден иногда и не дает почитать бесплатно.Сидоров"Песнь о моей Мурке".Оглавление меня порадовало: Оглавление: - как история одного предательства стала уличной песенной классикой («Мурка»); - как незатейливая песенка о жулике превратилась в «повесть временных лет» («Гоп со смыком»); - как французские гренадеры забрели в Одессу («С одесского кичмана»); - как Одесса-мама обокрала Ростов-папу («На Дерибасовской открылася пивная»); - как питерский филолог создал блатной шедевр («Марсель»); - как чухонские торговцы вошли в историю Гражданской войны; («Цыпленок жареный»); - как марш каппелевцев стал песней зон, дворов и подворотен («Шарабан»); - как появился «железнодорожно-песенный детектив» («Постой, паровоз»); - как слезливый пролетарский романс превратился в веселую песенку грабителей (Босяцкие «Кирпичики»); - как две еврейские сестрички прославили две уличные песни («Купите бублички» и «Купите папиросы»); - как фольклор беспризорников пошел в народ («Позабыт, позаброшен», «По приютам я с детства скитался» и «Цыц вы, шкеты под вагоном!». Касаясь себя:не могу сказать ,что нравится шансон,опять же-по причине нечеткого определения. Что нравится:Сергей Трофимов,Лесоповал(не весь,любимый"последний концерт с Коржуковым").У братьев Радченко несколько приятных уху песен. Так само не могу сказать,что нравится вся бардовская песня. И совсем неясно мне,почему душа переворачивается от песни"Воркута-Ленинград"(по тундре,по железной дороге...).Сказать бы-генетическая память-дедушка по маме отсидел в Ухте 10 лет после войны,за то,что в оккупированном райцентре работал ветврачом,так к моменту моего рождения дед уже был на свободе.Дедуля,кстати,с восторгом вспоминал"С какими людьми великими я,простой ветврач,сидел!Мне бы до них никогда не доступиться!" Ну и напоследок:вот когда в моду вошла песня"Русская водка...",моя тогда четырехлетняя Даша глубокомысленно сказала:"Как я люблю такие песни про селедки!"

Ач-дзен: Shell пишет: И поговорка от сумы и от тюрьмы, и мятежность души, надо все-время рвать себе душу, плакать, тут же смеяться, все это особенности национальной культуры. Причем от царя гороха. "... А Русь все также будет жить, плясать и плакать под забором". (с) или почти))) А кто его знает, почему так... Что-то цепляет, что-то нет... воспитание ли, гены?...

Южа: Громозека пишет: Ой ты, ива-ивушка, листья, словно золото Это песня Григория Пономаренко, сл.В.Алфёрова. В последнее время ее стал петь Андрей Бандера. А в Краснодаре ее поет коллектив "Ивушка" и руководит им Вероника Журавлева-Пономаренко.



полная версия страницы